Подари журнал коллеге

Наши авторы

Максим Шматов

директор

"Ивент маркетинг"

 

Эксперт статьи "Маркетинг должен "обнимать"". Новый маркетинг №2, 2008.

Все авторы

Логин

Пароль



 


 


 


 


 


 


 


 


Для подписчиков
1 0  


Розница на страже экологии

Ретейлеры защищают окружающую среду и получают от этого коммерческую выгоду
Валерий Савицкий

Любая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью снижения затрат на электроэнергию, транспортировку грузов и т. д. Опыт ведущих мировых ретейлеров показывает, что эффективные программы экономии на подобных издержках позволяют убить сразу двух зайцев: увеличить прибыль и прослыть социально ответственной компанией, заботящейся о защите окружающей среды.
 

В ответе за всех
Долгие годы тема защиты окружающей среды была актуальной лишь для отдельных секторов промышленности. В 70-е годы XX века проблема загрязнения воздуха, а также воды в озерах и реках стала занимать общество в такой степени, что под его давлением менеджеры предприятий химической и энергетической промышленности принялись внедрять природоохранные технологии. Со временем экологическая политика компаний стала основным фактором доверия к ним и корпоративной репутации. Но, несмотря на это, в течение многих лет коммерческие структуры воспринимали охрану окружающей среды как некую навязанную им повинность, не осознавая, что в действительности обязательства такого рода могут быть источником конкурентного преимущества.
Этот подход претерпел изменения. Компании практически всех отраслей пришли к выводу: эффективный менеджмент экологии окружающей среды – это не только способ улучшения корпоративного имиджа, но и инструмент, который обеспечивает прибыльность бизнеса. Ведь потребление электроэнергии и воды, утилизация отходов – весомые статьи расходов для всех компаний. И те из них, которые минимизируют влияние этих факторов путем оптимизации своих бизнес-концепций и процессов, не только помогают окружающей среде, но и получают существенную прибыль.
Что касается розничной торговли, то она, хоть и не относится к отраслям, причиняющим окружающей среде наибольший вред, на состояние экологии влияет, а следовательно, многие ее представители также сделали защиту окружающей среды неотъемлемой частью своих корпоративных стратегий. Так, Otto Group из Гамбурга (занимающаяся торговлей по каталогам) свой первый проект по охране окружающей среды запустила в 1979 году, а в 1986 году объявила защиту окружающей среды своей корпоративной целью.

Крупный немецкий ретейлер – Metro Group – сформулировал принципы своей деятельности по охране окружающей среды в 1997 году, год спустя после своего основания. Эти принципы, соблюдение которых обязательно для всех предприятий группы, представляют собой основу экологически ориентированной корпоративной культуры компании, которая, выполняя бизнес-операции, направленные на решение экономических задач, ставит на первый план вопросы защиты окружающей среды.
Как правило, степень вреда, наносимого экологии, определяется для каждого звена цепи поставок: во время производства продукта, его транспортировки к точке продаж, реализации в магазине, потребления или использования (табл. 1). Поскольку ретейлеры находятся почти в самом конце этой цепи, они волей-неволей оказываются ответственными за окружающую среду, независимо от того, могут ли они влиять на процессы, соответствовавшие предыдущим звеньям. Сами же ретейлеры оказывают наибольшее влияние на окружающую среду в местах расположения своих офисов и магазинов. Одни из самых важных экологических факторов – потребление электроэнергии и выбросы вредных веществ, приводящие к изменению климата.

Холодильные системы, кондиционеры, вентиляция и нагревание воды – все это требует электроэнергии (в розничной торговле самые активные потребители электроэнергии – холодильное оборудование и системы освещения). Кроме того, холодильное оборудование в магазинах создает так называемые парниковые газы. Торговые предприятия сталкиваются также с проблемой утилизации и переработки тары (бумажных, картонных коробок и пластиковых упаковок). Санитарные узлы и моющие системы в магазинах и офисах требуют дополнительного количества воды. Особенно много воды потребляют оптовые и розничные продавцы продуктов питания, например для хранения рыбы.
Для транспортировки товаров ретейлеры нередко используют собственные автомобили, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и тем самым нарушают экологический баланс. Поэтому к розничным и оптовым торговым компаниям, которые имеют собственный автопарк, «зеленые» организации обращаются с просьбой рентабельно управлять логистическими операциями и одновременно экономить природные ресурсы.
Однако на практике ретейлеры могут быть инициаторами использования экологических методов на всех этапах поставок, чему способствует тенденция тесного сотрудничества между розницей и производителями. Например, ретейлер может сделать экологические стандарты обязательным условием закупки товара, отдавая предпочтение тем поставщикам и производителям, которые охраняют окружающую среду.

Экономия и переработка – основы экозащиты
В последнее время вопрос экономии природных ресурсов переходит из экологических в разряд экономических. Природные запасы угля, нефти и газа исчерпываются, а потребность в них продолжает расти, что приводит к повышению цен на энергоносители. Решить проблему помогает энергосберегающее и эффективное потребление электроэнергии, которое способствует уменьшению выбросов парниковых газов. Например, в Германии продуктивность электроэнергии (соотношение первичного потребления электроэнергии и ВВП) за последние десять лет существенно возросла. Стране удалось увеличить индекс энергетической продуктивности на 20%.
Множество предприятий розничной торговли инвестируют средства в технологии энергосбережения и экозащиты. Немецкий ретейлер Rewe Group планирует установить морозильные камеры нового поколения, которые будут потреблять на 20% меньше энергии, чем обычные. Хотя уже сегодня в магазинах и на складах ретейлера остаточное тепло от холодильных установок расходуется на обогрев помещений или нагревание воды.
Otto Group решает вопросы защиты от климатических изменений с начала 90-х годов ХХ века.
В 1993 году компания предложила следующую стратегию: до 2005 года уменьшить выбросы СО₂ на 50%. Поставленной задачи достигли уже в 2003 году. Теперь цель компании – до 2020 года уменьшить выбросы СО₂ еще на 50%.
Metro Group удалось существенно снизить потребление электроэнергии на квадратный метр торговой площади в собственных торговых точках и рабочих помещениях.

С 2002 по 2005 год компания на 10% уменьшила потребление энергии в торговых точках, расположенных на территории Германии. Этого удалось достичь благодаря установке раздвижных дверей на холодильное оборудование Metro Cash & Carry. Раздвижные двери снижают энергопотребление холодильников на одну шестую.
В Великобритании полным ходом идет соревнование за звание самой «зеленой» компании страны. Розничные сети Tesco, Marks & Spencer и Sainsbury’s борются за лидерство в сфере внедрения программ по защите климата и окружающей среды. Tesco заявила о своем намерении до 2010 года инвестировать в охрану климата
?750 млн. А Marks & Spencer планирует до 2012 года вообще достичь нулевой отметки выбросов СО₂.
Sainsbury’s обращается к покупателям с просьбой приобретать пластиковые пакеты, способствуя тем самым экономии нефти.
А французский ретейлер Carrefour в большинстве своих торговых точек предлагает потребителям экологическую альтернативу одноразовым пластиковым пакетам.

 


Чтобы прочитать статью, Вам необходимо оформить подписку.

 
 
Чтобы добавить комментарий Вы должны зарегистрироваться.