Подари журнал коллеге

Наши авторы

Анна Цирельникова

директор по развитию бизнеса

BBL Company

 

Автор статьи "Третьим будешь?". Новый маркетинг, №6, 2008

Все авторы

Логин

Пароль



 


 


 


 


 


 


 


 

Надежная техника для проходки стволов от компании Brokk.
Наиболее многочисленном коренным народом русского сегмента Арктики являются якуты (Саха).

8733 0  


Гендиректор Pac Group: «Осенью туристическую отрасль ждут серьезные потрясения»

 
Туроператорам, работающим с таким популярным направлением у россиян, как Египет, сейчас не позавидуешь. Сначала число их потенциальных клиентов изрядно проредила акула-людоед. Затем сокрушительный удар нанесли революции в арабском мире. Как эти события изменят туристическую отрасль, в интервью корреспонденту РБК daily АЛАНУ ХУРУМОВУ рассказал гендиректор компании Pac Group ИЛЬЯ ИТКИН.
 
— Насколько серьезное влияние на отрасль оказала и, возможно, еще окажет серия арабских революций? Произойдет ли перераспределение туристических потоков, скажем, в пользу европейских направлений?
 
— Понятно, что самый болезненный удар получили компании, работающие со странами Ближнего Востока, прежде всего с Египтом и Тунисом. Первая волна пришлась на тех, кто хотел ехать в Египет — самое популярное зимой направление. Когда продажи Египта остановились, товарозаменителями стали Гоа, ОАЭ, Таиланд. Но ни одно из этих направлений нельзя назвать адекватной заменой Египту по цене — они значительно дороже.
 
Мы, то есть Pac Group, ориентированы на продажу европейских направлений — Австрия, Велико­британия, Италия, Франция, Швейцария, Северная Европа. Египта у нас не было. Мы по итогам этой зимы зафиксировали по каждому из своих европейских направлений серьезный прирост — от 60% до двукратного увеличения туристического потока.
 
Сейчас сложно вычленить, какие факторы здесь сыграли свою роль — эффект посткризисной низкой базы, арабские революции или громкое банкротство «Капитал Тура». Но факт очевиден: для многих Европа стала альтернативой Египту.
 
 
— Велики ли убытки туроператоров, специализировавшихся на турах в арабские страны?
 
— Они соразмерны масштабу бизнеса. Больше всего потеряли крупные операторы, плотно работавшие с Египтом. Пожалуй, никто точно не знает, как они пережили этот период. Точные данные по убыткам вряд ли кто-либо раскроет. Сейчас, в летний период, происходит что-то вроде затишья перед бурей. Основные потрясения нас ждут осенью. Как фирмы будут латать свои финансовые дыры — большой вопрос.
 
В туризме это делать довольно сложно. Можно «закрывать» их оборотами, чем многие игроки и занимаются. Но осенью обычно приходится расплачиваться по обязательствам. И тогда оборотных денег начинает не хватать. Соответственно, возникают серьезные проблемы — сначала у операторов, потом у агентов, а затем и у туристов. Последнее уже зависит от того, нас­коль­ко цивилизованно оператор останавливает деятельность. Хорошо, если игрок уходит с рынка через официальное банкротство. А если нет? Как это предсказать?
 
Поэтому сейчас рынок находится в напряженном состоянии. Крах «Капитал Тура» усилил опасения агентов, для которых стало очень важно понимать, насколько твердо тур­оператор стоит на ногах.
 
 
— Как же понять, кто может обанкротиться, а кто нет?
 
— Нет четкого рецепта. Любой тур­оператор скажет, что у него все хорошо. Но есть некие внешние признаки, сугубо экономические, помогающие ориентироваться. К примеру, если туроператор на протяжении долгого времени предлагает очень дешевые туры, значит, он продает в минус. Стало быть, наращивает убыток — и не исключено, что к осени разорится.
Тенденция последних пяти лет на российском туристическом рын­ке — серьезная конкурентная борьба за доли рынка. С одной стороны, наблюдается очень неплохой спрос, люди ездят все больше и больше. Од­нако, с другой стороны, и предложений все больше. Возникает дисбаланс, в результате начинаются игры в демпинг, от которых потребитель, разумеется, выигры­вает — туры становятся дешевле. Но некоторые туроператоры не выдерживают конкурентной борьбы и становятся банкротами. Это можно назвать структурированием рынка, при котором отдель­ные операторы, не выдерживая напряжения, переходят в разряд турагентов.
 
Самые жаркие сражения разворачиваются в наиболее массовых сегментах — Турция и Египет. Но конкурентная борьба уже перекинулась на популярные европейские направления. Уже давно идет очень жесткая конкуренция за Грецию, пляжную Испанию и Италию. Конкуренция со временем только усиливается.
 
 
— Как вы собираетесь выжить в этой борьбе?
 
— За счет высокомаржинальных нишевых продуктов, таких как горные лыжи в Альпах, морские и речные круизы. Круизы вообще сейчас очень рентабельная отрасль. Операционная рентабельность круиза составляет около 15%. Для сравнения: тот же показатель для пляжной Европы равен 7—8%, а операционная рентабельность Турции и вовсе может быть 1%. В круизах пока нет демпинговой борьбы между игроками.
 
 
— Но она начнется?
 
— В ближайшем будущем едва ли. А если и начнется, то не такая напряженная. Дело в том, что круиз­ный рынок не настолько открытый. Существуют достаточно серьезные входные барьеры для новых игроков. Речь в данном случае идет не только о деньгах. В традиционные сегменты вроде Турции и Египта можно войти с помощью демпинга, выставляя все более и более низкие цены.
 
Сегмент круизов сложнее. Очень трудно получить хороший контракт с круизной компанией. Они все уже разобраны — у каждой международной круизной компании есть несколько партнеров. И при этом компании очень избирательны, часто работают с одним-двумя агентами и не стремятся расширять каналы продаж. Наш партнер в круизном бизнесе — крупная итальянская компания MSC Cruises. Я добивался контракта с ними полтора года. Составлялись серьезные бизнес-планы, приходилось совершать бесчисленные поездки за рубеж.
 
Круизы — это нишевый бизнес, который кардинально отличается от Египта и Турции. Одних денег здесь недостаточно. Именно поэтому число операторов, которые занимаются круизами, не растет в геометриче­ской прогрессии. Таких компаний в России около десятка. То же самое можно сказать и о горнолыжном сегменте.
 
 
— Судя по всему, работать с нишевыми продуктами довольно рискованно. Они дороги, нет возможности покрыть возможные убытки за счет других направлений. Число клиентов в кризис снижается?
 
— Напротив, увеличивается. В 2008 году, когда остальные сегменты в отрасли обвалились на 30—40%, по нашим данным, круиз­ные туры продемонстрировали 30-процентный рост. То же самое произошло в 2009 году. А в 2010-м рост этого направления у Pac Group составил уже 67%. В этом году мы закладываем примерно 30-процент­ный рост. У этого рынка большой потенциал.
 
 
— Сейчас готовятся поправки к закону о туристической деятельности. В частности, предлагается серьезно увеличить размер финансовых гарантий для туроператоров. Необходима ли эта мера и способна ли она предотвратить ситуации, аналогичные той, что случилась с «Капитал Туром»?
 
— Поправки еще настолько сырые, что даже не очень хочется о них говорить. Может ли увеличение финансовых гарантий пред­отвратить ситуацию, аналогичную банкротству «Капитал Тура»? С моей точки зрения, нет. Любая фирма может стать банкротом. Другой вопрос, можно ли при нормальном механизме финансовых гарантий ликвидировать последствия банкротства компании, ведь финансовых гарантий «Капитал Тура» не хватило на покрытие всех потерь туристов и дилеров. Да, их нужно увеличивать, но с умом. Естественно, никто из операторов не хочет в год отчислять несоразмерно большие суммы, которые должны быть более дифференцированы, привязаны к оборотным показателям турфирмы.
 
 
— Участники рынка говорят, что за последний год череда банкротств и разорений турагентств кардинально изменила рынок. Какими вы видите его пер­спективы?
 
— Турагентств на рынке слишком много. Есть серьезные, обросшие клиентурой, но их мало. Много однодневок, поскольку сегодня в России не существует никаких входных барьеров для начала такого рода деятельности. Не нужно лицензий, никаких особых разрешений. Эта отрасль манит малый бизнес. Но не все сразу понимают, насколько это сложный бизнес, как непросто создать клиентскую базу, какие затраты необходимы для рекламной раскрутки. Поэтому многие быстро уходят с рынка, некоторые ищут возможность перейти под крыло туроператоров, видя в этом некую панацею. Но это иллюзия — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Одни агентства будут отмирать, другие — появляться. В любом случае будет работать закон Парето — когда 20% агентов обеспечивают оператору 80% объема продаж.


Источник: РБК Daily
 
 
Чтобы добавить комментарий Вы должны зарегистрироваться.